Новое на сайте

Популярные записи

Библиотека Гумер - Экономика - Пушкарева В.М. История финансовой...

Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов Глава 1. ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ § 4. Финансовое хозяйство государства. Государственные доходы и расходы Эволюция взглядов на государство и разработка концепции правового государства позволили определить финансовую науку как науку о финансовом хозяйстве государства. Было сформулировано и само понятие финансового хозяйства.Библиотека Гумер - Экономика - Пушкарева В.М. История финансовой... Наиболее полное и развернутое определение дано А. И. Буковецким: “Совокупность материальных ресурсов, которыми располагает публично-правовой союз (государство) для удовлетворения коллективных потребностей своих сочленов, является его финансовым хозяйством”*1*. *** Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. СПб., Собирание и расходование материальных ресурсов является финансовой деятельностью государства. Из этого определения ясно, что финансовое хозяйство — это прежде всего совокупность материальных ресурсов.. Э. Сакс подходит к определению финансового хозяйства и его законов с позиций теории предельной полезности: “Коллективные потребности - те же индивидуальные потребности, так как они испытываются отдельными индивидами и одинаково могут быть удовлетворены только через употребление материальных благ, следовательно, финансовое хозяйство есть употребление богатств на удовлетворение определенных потребностей; отсюда его законы определяются субъективной ценностью, Каждый, смотря по своему положению, (наличному богатству, напряженности потребности), дает общественным потребностям различную субъективную оценку, а вся совокупность этих различных оценок и образует ту общую среднюю, которая определяет государственные доходы и расходы. Поэтому об абсолютной сумме налогов нельзя сказать ничего определенного, но что относительная сумма их находится в соотношении с предельной полезностью богатства, находящегося в распоряжении плательщиков”*2*. *** Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку, Ленинград, 1929. с. 5. В этой концепции финансовое хозяйство также трактуется как совокупность материальных благ. В советской финансовой науке была обоснована точка зрения, что финансовое хозяйство возникает с развитием денежного хозяйства. Согласно этой точке зрения в условиях рабовладения и феодализма финансов не могло быть. До сих пор категория “финансовое хозяйство” в отечественной литературе остается дискуссионной. История термина “финансы” поможет нам лучше понять категорию финансового хозяйства. Термин “финансы” этимологически берет свое начало от латинского “finis”, т. е. конец. В средневековой латыни это слово употребляли для обозначения срока уплаты, а затем и для обозначения документов, доказывающих погашение долга, которыми заканчивалась сделка. Впоследствии всякий принудительный платеж стал обозначаться этим же термином. Отсюда и появился термин “финансы” как принудительный платеж публично-правовой организации. Позже в Германии XVI-XVII в. выражение “финансы” употреблялось для обозначения хитрости, лукавства, обмана, вымогательства, потому что взыскание платежей сопровождалось вымогательством и притеснениями. Со временем негативное значение термина исчезло, и сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других странах под словом “финансы” стали понимать всю совокупность государственного хозяйства. Как совокупность всех материальных средств, имеющихся в распоряжении государства - его доходов, расходов и долгов — понимается это слово и теперь. Таким образом, науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего добывания материальных средств государством и целесообразной организации расходования их для осуществления высших задач государственного союза, или короче, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства”*3*. *** Цит. по: НиттиФ. Основные начала финансовой науки, М., 1904, с. 41. Итак, финансовое хозяйство — это историческая форма организации удовлетворения коллективных потребностей. Оно получает свой особый характер вследствие того, что является хозяйством политических союзов и потому служит в сущности иным задачам и располагает иными средствами, чем частное хозяйство*4*. *** " ВиттеС.Ю. Конспект лекций о государственном хозяйстве, 1914, СПб.,с. 2. Финансовое хозяйство черпает свои ресурсы из индивидуальных хозяйств. Наличие индивидуальных хозяйств, то есть существование в той или другой форме частной собственности на средства производства, является основной предпосылкой финансового хозяйства. До возникновения частной собственности коллектив, удовлетворявший индивидуальные и коллективные потребности своих сочленов, не имел нужды в финансовом хозяйстве. Особый характер финансового хозяйства проявляется также в том, что это хозяйство принудительное. Без принуждения построить финансовое хозяйство нельзя. Если исчезает момент принуждения, то исчезает и финансовое хозяйство. Момент принуждения проводит публично-правовой союз, организующий финансовое хозяйство. Если публично-правовой союз не в состоянии применить принуждение, то он и не будет иметь финансового хозяйства. Значение финансового хозяйства возрастало по мере экономического развития общества. Оно играло ничтожную роль в период торгового капитала. Во время перехода от эпохи торгового капитала к промышленному капитализму роль финансового хозяйства усиливается. В период промышленного капитализма роль финансового хозяйства уменьшается, чтобы возрасти в эпоху финансового капитала конца XIX — начала XX в. “Самое могущество и политическое значение государств измеряется состоянием финансов. Финансы — мерило цивилизации. Деятельность государства выросла до небывалых размеров. Государство должно заботиться о внутренней и внешней безопасности, о правосудии, просвещении, о народном продовольствии, путях сообщения, кредите, торговле и т. д.”. Профессор М.И. Боголепов в начале XX в. обращает внимание на “изумительный рост государственных бюджетов во всех странах из года в год. Растут не только бюджетные цифры, но и размеры государственного хозяйства вообще. Государство в ряду других предпринимателей является крупнейшим предпринимателем, капиталистом, землевладельцем, железнодорожником, банкиром, издателем, торговцем. И никто не скажет, где конец росту современных бюджетов, где предел расширению сферы хозяйственной инициативы и деятельности государственных органов и государственного вмешательства в народнохозяйственную жизнь”*5*. *** Цит. по: Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы, СПб., с. 10. И он был прав. Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы в новом качестве — как инструмент макроэкономической стабилизации. А после второй мировой войны государственные финансы были использованы в качестве всеобъемлющего средства государственного регулирования экономики. Из определения финансового хозяйства государства ясно, что добывание материальных средств для удовлетворения коллективных потребностей предполагает государственные доходы и расходы. Член Первой Государственной Думы Л.Н. Яснопольский кратко и точно выразил эту мысль: “... Государственные доходы и расходы иначе называются государственные “финансы” и заведует ими министр финансов”*6*. *** Яснопольский Л.Н. Государственные доходы и расходы, М., 1907, с. 5. Рассмотрим краткую характеристику доходов и расходов государства, чтобы вновь вернуться к ним в вопросе о государственном бюджете. Государственные доходы, с точки зрения источников, финансовая наука делит на частно-правовые и общественно-правовые. И.X. Озеров дает критерии этого деления. “Там же, где мы имеем избыток, но избыток такой, который получило бы и всякое частное лицо, эксплуатируя известные институты, то есть избыток, не превышающий средней коммерческой прибыли на затраченный капитал, там мы имеем дело с частно-правовым источником дохода. Если же доходы от такого института покрывают не только расходы и среднюю коммерческую прибыль, но дают еще избыток, который обусловливается тем, что государство, пользуясь своим правом принуждения к эксплуатации института, берет его в свои руки, не позволяя никому другому эксплуатировать аналогичные институты (табачная монополия и т. д.), то этот избыток мы называем налогом, так как он идет уже на покрытие общих государственных расходов”*7*. *** " Озеров И.Х. Основы финансовой науки, Рига, 1923, с. 43. Л. Косса, давая краткий обзор главных государственных доходов, предложил делить их на обыкновенные и чрезвычайные, что было принято финансовой наукой. Особенность его подхода к обыкновенным доходам состоит в том, что он делит их на прямые и косвенные. К прямым Л. Косса относит доходы из частно-правовых источников, к косвенным — из общественно-правовых. С юридической точки зрения, частно-правовые доходы или прямые — это такие доходы, при получении которых государство не пользуется прерогативами власти, а ведет себя как всякое частное лицо, прибегая к помощи гражданского права, регулирующего имущественные отношения частных лиц. Общественно-правовые или косвенные доходы государство получает, пользуясь прерогативами своей власти: либо стесняя и ограничивая предпринимательскую деятельность частных лиц вплоть до устранения ее из той или иной отрасли хозяйства (фискальная монополия), либо применяя чистые формы прямого принуждения граждан к платежу налогов. С экономической точки зрения, прямые государственные доходы -это такие доходы, которые государство, провинция или община непосредственно извлекают из своего имущества. Прямые или имущественные государственные доходы составляют фискальное имущество или домены в широком смысле слова. В узком смысле государственные имущества включают недвижимые богатства: недвижимые имущества казны и обработанные земли, леса, рудники и т. д. К фискальному имуществу также относятся движимые богатства: военные приспособления (оружие, корабли, лошади), домашняя обстановка, карты, книги, картины, статуи. Промыслы структурируются в зависимости от сфер приложения государственного капитала: 1. земледельческий и горный в связи с владением недвижимыми имуществами; 2. фабричный (например, казенные типографии, фабрики, фарфоровые заводы, заводы для изготовления военных приспособлений и принадлежностей); 3. торговый, стоящий из обыкновенной торговли, которая в условиях рыночного хозяйства утратила прежнее значение, и банковской торговли. Осуществляя контроль за выпуском частными банками векселей на предъявителя, государство получает доход с них путем установления налога. К торговому промыслу относится также деятельность почтовых и телеграфных ведомств, железных дорог, когда они приносят прибыль*8*. *** КоссаЛ.ОсновыфинансовоН науки, М., 1900.,с. 31—32. К косвенным доходам относятся те, которые государство принудительно собираете подданных: пошлины и налоги, именуемые податями. Подати - это различные денежные налоги с феодально зависимого населения России. Во второй половине XIX в. подати были заменены системой налогов, охватывающей все население России. Налоги - это принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц для покрытия общих государственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взимаются, какого-либо специального эквивалента. Пошлина отличается от платы за частную услугу и от частно-правовых доходов государства тем, что она взимается за услугу общественного характера (суд, почта и др.), а от налога - тем, что доходы от нее не превышают издержек по оказанию самой услуги. Третьим источником государственных доходов являются регалии или монополии, которые занимают промежуточное положение между прямыми и косвенными доходами государства. Регалии - это доходные права, исключительно принадлежащие верховной власти или государству. Регалии составляют нечто среднее между податями и доменами. С доменами регалии объединяет то, что они принадлежат к системе частного хозяйства, потому что если государство имеет известный промысел, фабрику, то оно должно вложить в нее средства и приемы, которые приносит и каждый частный человек, именно — капитал и труд. Особенно

Похожие статьи:

Hosted by uCoz