Авторы предоставили свой доклад для публикации "Новой газете" и Граням.Ру. Доклад "Путин. Итоги" выйдет также в виде брошюры. Об авторах: Владимир Милов - глава Института энергетической политики, в 2002 году - замминистра энергетики России. Борис Немцов - член политсовета СПС, в 1997-98 гг. - первый вице-премьер России. Окончание восьмилетнего правления Путина - время для подведения итогов. Восемь лет назад многие возлагали на два президентских срока Путина большие надежды. Кое-что достигнуто: официальная пропаганда любит подчеркивать, что за годы правления Путина (2000-2007 гг.) ВВП страны вырос на 70%, реальные доходы населения, по данным статистики, более чем удвоились, уровень бедности снизился - численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 29% в 2000 году до менее 16% в 2007 г. Бюджет профицитен, финансовые возможности государства беспрецедентно высоки: в январе 2008 года золотовалютные резервы российского Центробанка составили около 480 млрд долларов, будучи третьими в мире после китайских (более полутора триллионов долларов) и японских (980 млрд долларов). Российский Стабилизационный фонд достиг 157 млрд долларов. Это правда. Но это лишь верхушка айсберга. Между тем есть и другие, настоящие итоги путинского правления, о которых государственные СМИ молчат. Они удручающи. В годы правления Путина цена российской экспортной нефти составила в среднем 40 долларов за баррель, в последние годы превышала 60 долларов. Для сравнения - средняя цена нефти в годы правления Бориса Ельцина составила 16 долларов 70 центов. Фантастически благоприятные возможности, сложившиеся благодаря сверхвысоким мировым ценам на нефть, Путин обязан был использовать на цели модернизации страны, проведения экономических реформ, создание современной армии, медицинской и пенсионной систем. Но этого не было сделано. Наши армия, пенсионная система, системы здравоохранения и начального образования, дороги при Путине деградировали. С экономикой тоже не все здорово: благополучное время в основном позволило привести в порядок финансы и раздуло пузыри на рынках акций и недвижимости, а инвестиции в развитие реального сектора росли весьма сдержанно, модернизации производственного аппарата за это время не произошло. Возможности, образовавшиеся благодаря внезапному "нефтяному дождю", были упущены. Как и при Брежневе, сверхдоходы от экспорта нефти и газа были в значительной степени проедены, а необходимые преобразования - не проведены. В результате к концу путинского президентства мы опять у разбитого корыта - без работающих систем социального обеспечения, с нарастающим дефицитом пенсионного фонда, с армией из прошлого века, огромными долгами госкомпаний, гигантской, не имеющей аналогов в российской истории коррупцией. При этом, хотя несколько олигархов были отправлены в изгнание и тюрьму, остальные продолжали богатеть - Россия оспаривает первенство по числу миллиардеров. Рост благосостояния некоторых из олигархов - например, друга Путина, богатейшего человека России Романа Абрамовича - происходил напрямую за счет государственных средств. У России был другой путь. В 1990-е годы мы пережили крах коммунистической системы, последствия которого оказались гораздо более серьезными, чем мы могли предполагать. В стране начался рост экономики - кстати, еще до того как Путин стал президентом, в 1999 году, ВВП вырос на 6,4%, промышленное производство - на 11%. Во второй половине 1990-х остановились рост преступности (в 1996-1997 гг. преступность пошла на спад), смертности (рост остановился в 1996-1998 гг.), падение рождаемости (остановилось в 1998 г.), уходящие корнями еще в годы советской власти (рост преступности и снижение рождаемости начали ведут отсчет со второй половины 1980-х годов, рост смертности - еще с начала 1970-х). В 1997 году, после преодоления основных последствий краха социализма и окончания непоследовательных преобразований начала 1990-х, российское правительство впервые начало проводить в стране системные реформы, направленные на превращение страны в современное демократическое государство, конкурентоспособную рыночную экономику. Тогда была прекращена "залоговая" приватизация, правительство начало противодействовать влиянию олигархов на власть. Давление олигархов и обвал "пирамиды ГКО" не позволили тогда довести эти реформы до конца. Однако многое из идей того периода воплотилось в первом "плане Путина" - программе социально-экономических реформ 2000 года, объявленной в начале его первого президентского срока. Построение правового государства, цивилизованного рынка, снижение бюрократических барьеров, содействие частным инвестициям в развитие экономики, развитию малого и среднего бизнеса, проведение важных социальных реформ - такими были заявленные приоритеты этой программы. Тогда, в начале президентства Владимира Путина, в социально-экономической сфере были приняты важнейшие позитивные решения - проведены налоговая, земельная реформы. С принятием Земельного кодекса впервые в российской истории начал решаться земельный вопрос - земля, один из главных ресурсов нации, перестала быть "ничьей", обрела правовой статус и стоимость. Принятие целой серии системообразующих кодексов и законов двигало нас по пути создания правового государства. Между тем в политической сфере действия Путина с самого начала характеризовались очевидными авторитарными замашками. Возврат советского гимна, разгром независимых телеканалов НТВ, ТВ-6 и ТВС, фактическое упразднение Совета Федерации как самостоятельного органа власти и уничтожение федерализма - все это возмущало. Тем не менее многие в России считали, что, возможно, авторитарная модернизация страны - это выход, готовы были простить авторитарные замашки власти, лишь бы страну привели в порядок. Но получилось, как выразился в свое время Виктор Черномырдин, "как всегда": при Путине случился авторитаризм без модернизации . В 2003 году, когда впервые развернулось беспрецедентное давления на бизнес и начался разгром "ЮКОСа", стало ясно, что мы свернули с правильной дороги. Дальше - больше: сфальсифицированные и проведенные в условиях грубого применения административного ресурса выборы Думы и президента 2003-2004 годов, грубое и неудачное вмешательство в выборы на Украине, принятие целого блока законов, ограничивающих в России свободу слова, собраний, деятельности политических партий и объединений, агрессивная внешняя политика и постепенное втягивание страны в конфронтацию с внешним миром. Все реформы начала 2000-х оказались провалены. На смену им пришли алчный передел собственности и превращение России в полицейское государство. Буйным цветом расцвела коррупция. При этом государственная пропаганда, как во времена брежневского застоя, продолжает промывать людям мозги, рассказывая им, что все хорошо, "жить становится лучше, веселее". Эта брошюра - трезвый и реалистичный взгляд на то, как изменилась наша жизнь за годы правления Путина. Один из нас по этому поводу уже высказался: жить стало лучше, но противнее. Мы хотим раскрыть россиянам глаза на то, какую Россию оставляют нам Путин и его "преемники". Нам есть и что предложить в качестве альтернативы. Мы хотим, чтобы как можно больше россиян взглянули в глаза правде о том, что происходит в нашей стране. Чтобы люди задумались о тех серьезнейших проблемах, которые скрываются за патокой официальной пропаганды и позорным очковтирательством. О том, что эти проблемы никуда не уходят - уходят только годы нефтяного благополучия. Решать все равно придется. Но для этого придется брать ситуацию в свои руки. Путин и его группировка не помогут. Восемь лет их пребывания у власти - достаточный срок, чтобы убедиться в этом. Одним из самых тяжелых итогов президентства Владимира Путина стало погружение России в беспросветную пучину коррупции. По уровню воровства среди чиновников мы официально признаны одной из самых худших стран в мире. В мировом рейтинге уровня коррупции Transparency International за годы президентства Путина мы опустились на 143-ю позицию. Дальше некуда. Наши соседи - Гамбия, Индонезия, Того, Ангола, Гвинея-Бисау. В этом рейтинге мы намного отстаем от таких стран, как Замбия (123-е место), Украина (118-е), Египет (105-е), Грузия (79-е), Южная Африка (43-е). Еще в 2000 году мы находились "всего" на 82-м месте, а теперь дошли до самого дна. По оценкам фонда "ИНДЕМ", объем коррупционных сделок в России вырос с менее 40 млрд долларов в год в 2001 г. до более 300 млрд долларов (!). Взятки и чиновничий рэкет стали повсеместной практикой в России. Путин оказался хитрее паразитировавших на реформах 1990-х олигархов и коррупционеров. Тогда коррупция была тоже сильна, но она была на виду - пресса была свободна и могла беспрепятственно сообщать о фактах коррупции. В 1997 году ряд членов правительства были уволены из-за того, что получили аванс в 90 тыс. долларов каждый за написанную ими книжку о приватизации. У нынешних коррупционеров эта цифра вызывает смех. Сегодня воровство чиновников исчисляется многими миллиардами, но оно скрыто за десятками тайных бенефициаров крупных активов, за которыми стоят могущественные "друзья президента Путина". Информация об истинных владельцах тщательно охраняется спецслужбами, тема коррупции в высших эшелонах власти - табу для обсуждения в подконтрольных Кремлю СМИ. Между тем коррупция никуда не ушла от нас. Наоборот, время Путина ознаменовалось ее небывалым расцветом. Взятки и слияние чиновников с бизнесом стали нормой на всех уровнях власти - федеральном, региональном, местном. Под болтовню о борьбе с "реваншем олигархов" в России происходило стремительное обогащение новой, более могущественной путинской олигархии - за наш с вами счет. Вывод важных активов из государственной собственности под контроль частных лиц, выкуп собственности у олигархов по баснословным ценам за государственный счет, установление монополии друзей президента Путина на экспорт российской нефти, создание черной кассы Кремля - таковы штрихи к портрету сложившейся при Путине криминальной системы управления страной. "Чемпионом" по выводу важнейших активов в руки таинственных "третьих лиц" стал "Газпром". Всего за три года "Газпром" без всякого конкурса, по непрозрачной процедуре, передал в собственность посторонних лиц три важнейших финансовых актива, обслуживающих денежные потоки компании. Сначала это была дочерняя страховая компания "Газпрома" - "Согаз": в 2005 году ее передали в собственность структурам петербургского банка "Россия". В тот момент все его активы были примерно равны стоимости "Согаза" (1 млрд долларов). Однако "Согаз" не был продан на открытом аукционе, а был передан в собственность этому небольшому банку. В 2006 году под управление структур банка "Россия" перешли пенсионные резервы пенсионного фонда "Газфонд" общим объемом свыше 6 млрд долл. В конце 2006 - начале 2007 гг. на эти деньги были выкуплены более 50% акций Газпромбанка, ставшего к концу 2007 года вторым банком страны по размеру активов после Сбербанка . Крупнейшим акционером банка "Россия", основанного в 1990 г. при участии управделами Ленинградского обкома КПСС, по данным российских СМИ, является председатель его совета директоров Юрий Ковальчук, знакомый с президентом Путиным со времени его работы в Петербурге. Однако полная структура собственности банка неизвестна. Крупномасштабной аферой друзей Путина из банка "Россия" стал захват гигантского холдинга "Газпром-медиа", в состав которого входят телеканалы НТВ, ТНТ и другие медиа-активы. До того как "Газпромбанк" попал в руки Ковальчука и Ко., в июле 2005 г. на него были переведены медиа-активы "Газпрома" - группа "Газпром-медиа" и пакеты акций в телеканалах НТВ и ТНТ, которые обошлись Газпромбанку всего в 166 млн долларов . Через 2 года после продажи, в июле 2007 года, вице-премьер Дмитрий Медведев оценил стоимость активов "Газпром-медиа" в 7,5 млрд долларов . Получается, "Газпром" отдал эти активы друзьям президента Путина в деся