КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ В ТЕХ СТРАНАХ,
КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ СЕРЬЕЗНУЮ ЗАСУХУ И/ИЛИ
ОПУСТЫНИВАНИЕ, ОСОБЕННО В АФРИКЕ
Международное сообщество уже давно признало
тот факт, что опустынивание представляет собой
крупную экономическую, социальную и
экологическую проблему для многих стран во всех
регионах мира. В 1977 году Конференция Организации
Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием
приняла План действий по борьбе с
опустыниванием. К. сожалению, несмотря на эти и
другие усилия, Программа Организации
Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕЛ)
пришла в 1991 году к выводу о том, что проблема
деградации земель в засушливых, полузасушливых и
сухих субгумидных районах обострилась, хотя были
достигнуты .отдельные успехи..
Поэтому вопрос о путях борьбы с опустыниванием
по-прежнему находился в центре внимания
Конференции Организации Объединенных Наций по
окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся
в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Конференция
высказалась в поддержку нового комплексного
подхода к решению этой проблемы, подчеркнув
необходимость принятия мер в целях оказания
содействия устойчивому развитию на уровне
местных общин. Конференция также обратилась к
Генеральной Ассамблее Организации Объединенных
Наций с призывом учредить Межправительственный
комитет по ведению переговоров (МКВП) для
разработки к июню 1994 года конвенции по борьбе с
опустыниванием в тех странах, которые испытывают
серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в
Африке. В декабре 1992 года Генеральная Ассамблея
согласилась с этим предложением, приняв
резолюцию 47/188.
Работая по напряженному графику. Комитет
завершил переговоры в течение пяти сессий.
Конвенция была принята в Париже 17 июня 1994 года и
открыта для подписания 14-15 октября 1994 года. Свыше
100 стран уже подписали Конвенцию, и она вступит в
силу на девяностый день после ее ратификации
пятидесятью странами, вероятно, в 1997 году. Тем
временем, многие из ее положений, особенно те,
которые относятся к программам действий в
Африке, осуществляются на основе резолюции,
принятой Комитетом.
КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ В ТЕХ СТРАНАХ,
КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ СЕРЬЕЗНУЮ ЗАСУХУ И/ИЛИ
ОПУСТЫНИВАНИЕ, ОСОБЕННО В АФРИКЕ
Стороны настоящей Конвенции,
подтверждая, что людям в затрагиваемых или
находящихся под угрозой районах уделяется
центральное внимание в рамках деятельности по
борьбе с опустыниванием и смягчению последствий
засухи,
отражая серьезную озабоченность
международного сообщества, в том числе
государств и международных организаций, по
поводу неблагоприятных последствий
опустынивания и засухи,
сознавая, что на долю засушливых,
полузасушливых и сухих субгумидных районов в
совокупности приходится значительная доля
поверхности суши Земли и они являются средой
обитания и источником средств к существованию
для значительной доли ее населения,
признавая, что опустынивание и засуха являются
проблемами, имеющими глобальные масштабы,
поскольку они затрагивают все регионы мира, а
также что для борьбы с опустыниванием и/или
смягчения последствий засухи необходимы
совместные действия международного сообщества,
отмечая, значительную долю развивающихся
стран, особенно наименее развитых стран, среди
стран, которые испытывают серьезную засуху и/или
опустынивание, и особенно трагические
последствия этих явлений в Африке,
отмечая также, что опустынивание вызывается
сложным взаимодействием физических,
биологических, политических, социальных,
культурных и экономических факторов,
учитывая воздействие торговли и других
аспектов международных экономических отношений
на способность затрагиваемых стран надлежащим
образом вести борьбу с опустыниванием,
сознавая, что устойчивый экономический рост,
социальное развитие и искоренение нищеты
являются первоочередными задачами
затрагиваемых развивающихся стран, особенно в
Африке, и необходимыми условиями достижения
целей устойчивого развития,
учитывая, что опустынивание и засуха оказывают
неблагоприятное воздействие на устойчивое
развитие в силу их взаимосвязи с такими важными
социальными проблемами, как нищета, плохое
здравоохранение и питание, отсутствие
продовольственной безопасности, и с проблемами,
возникающими в связи с миграцией, перемещением
лиц и динамикой изменения демографических
факторов,
высоко оценивая значение предпринимавшихся в
прошлом усилий и опыта государств и
международных организаций в области борьбы с
опустыниванием и смягчения последствий засухи, в
частности при осуществлении Плана действий по
борьбе с опустыниванием Организации
Объединенных Наций, который был принят
Конференцией Организации Объединенных Наций по
борьбе с опустыниванием в 1977 году,
сознавая, что, несмотря на предпринимавшиеся в
прошлом усилия, прогресс в деле борьбы с
опустыниванием и смягчения последствий засухи
не оправдал ожиданий и что требуется новый и
более эффективный подход на всех уровнях в
рамках достижения целей устойчивого развития,
признавая действенность и актуальность
решений, принятых Конференцией Организации
Объединенных Наций по окружающей среде и
развитию, в частности Повестки дня на XXI век и ее
главы 12, в которой предусматривается основа для
деятельности по борьбе с опустыниванием,
вновь подтверждая в этой связи обязательства
развитых стран, содержащиеся в пункте 13 главы 33
Повестки дня на XXI век,
ссылаясь на резолюцию 47/188 Генеральной
Ассамблеи, в частности на первоочередное
значение, придаваемое в ней Африке, и на все
другие соответствующие резолюции, решения и
программы Организации Объединенных Наций в
области опустынивания и засухи, а также на
соответствующие заявления африканских стран и
стран других регионов,
вновь подтверждая Рио-де-Жанейрскую декларацию
по окружающей среде и развитию, в принципе 2
которой предусматривается, что государства в
соответствии с Уставом Организации Объединенных
Наций и принципами международного права имеют
суверенное право на освоение своих собственных
ресурсов в соответствии с их собственной
политикой в области окружающей среды и развития
и обязанность обеспечивать, чтобы деятельность в
рамках их юрисдикции или контроля не наносила
ущерба окружающей среде других государств в
районах за пределами национальной юрисдикции,
признавая, что национальные правительства
играют решающую роль в борьбе с опустыниванием и
в смягчении последствий засухи и что прогресс в
этой области зависит от осуществления на местах
программ действий в затрагиваемых районах,
признавая также значение и необходимость
международного сотрудничества и партнерства в
деле борьбы с опустыниванием и смягчения
последствий засухи,
признавая далее значение предоставления
затрагиваемым развивающимся странам, особенно в
Африке, эффективных средств и, в частности,
существенных финансовых ресурсов, включая
обеспечение новых и дополнительных источников
финансирования и значение предоставления
доступа к технологии, без которых им будет сложно
в полной мере выполнять свои обязательства по
Конвенции,
выражая озабоченность в связи с воздействием
опустынивания и засухи на затрагиваемые этими
явлениями страны Центральной Азии и Закавказья,
подчеркивая важную роль, которую играют женщины
в регионах, пострадавших от опустынивания и/или
засухи, особенно в сельских районах
развивающихся стран, и важность обеспечения
полного участия как мужчин, так и женщин на всех
уровнях в программах борьбы с опустыниванием и
смягчения последствий засухи,
выражая особую роль неправительственных
организаций и других крупных групп в программах
борьбы с опустыниванием и смягчения последствий
засухи,
учитывая взаимосвязь между опустыниванием и
другими экологическими проблемами глобального
масштаба, с которыми сталкиваются международное
и национальные сообщества,
учитывая также вклад, который может внести
борьба с опустыниванием в достижение целей
Рамочной конвенции Организации Объединенных
Наций об изменении климата. Конвенции о
биологическом разнообразии и других конвенций
по охране окружающей среды,
считая, что стратегии борьбы с опустыниванием и
смягчения последствий засухи будут наиболее
эффективными, если они будут основываться на
надлежащем систематическом наблюдении и точных
научных знаниях и если будет проводиться их
постоянная переоценка,
признавая насущную потребность в повышении
эффективности и улучшении координации
международного сотрудничества в целях
содействия осуществлению национальных планов и
приоритетов,
будучи преисполнены решимости принять
соответствующие меры для борьбы с
опустыниванием и смягчения последствий засухи в
интересах нынешнего и будущего поколений,
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ
Статья 1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ
1.Для целей настоящей Конвенции:
а) .опустынивание. означает деградацию земель
в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных
районах в результате действия различных
факторов, включая изменение климата и
деятельность человека;
b) .борьба с опустыниванием. включает в себя
деятельность, которая является частью
комплексного развития земельных ресурсов в
засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных
районах в интересах устойчивого развития и
которая направлена на:
c) .засуха. означает естественное явление,
возникающее, когда количество осадков
значительно ниже нормальных зафиксированных
уровней, что вызывает серьезное нарушение
гидрологического равновесия, неблагоприятно
сказывающегося на продуктивности земельных
ресурсов;
d) .смягчение последствий засухи. означает
деятельность, связанную с прогнозированием
засухи и направленную на снижение уязвимости
общества и природных систем перед лицом засухи,
поскольку это входит в рамки процесса борьбы с
опустыниванием;
e) .земля. означает земную биоиродуктивную
систему, включающую в себя почву, воду,
растительность, прочую биомассу, а также
экологические и гидрологические процессы,
происходящие внутри системы;
f) .деградация земель. означает снижение или
потерю биологической и экономической
продуктивности и сложной структуры богарных
пахотных земель, орошаемых пахотных земель или
пастбищ, лесов и лесистых участков в засушливых,
полузасушливых и сухих субгумидных районах в
результате землепользования или действия одного
или нескольких процессов, в том числе связанных с
деятельностью человека и структурами
расселения, таких, как
ii) ухудшение физических, химических и
биологических или экономических свойств почв; и
g) .засушливые, полузасушливые и сухие
субгумидные районы. означают районы, помимо
полярных и субполярных районов, в которых
отношение среднего ежегодною уровня осадков к
потенциальной эватранспирации колеблется в
диапазоне от 0,05 до 0,65;
h) .затрагиваемые районы. означают засушливые,
полузасушливые и/ или сухие субгумидные районы,
затрагиваемые опустыниванием или находящиеся
под угрозой опустынивания;
i) .затрагиваемые страны. означают страны, в
которых поверхность суши включает Целиком или
частично затрагиваемые районы;
j).региональная организация экономической
интеграции. означает организацию, учрежденную
суверенными государствами конкретного региона,
в компетенцию которой входят вопросы,
регулируемые настоящей Конвенцией, и которая
должным образом уполномочена в соответствии с ее
внутренними процедурам подписывать,
ратифицировать, принимать, одобрять настоящую
Конвенцию или присоединяться к ней;
k) .развитые страны - Стороны Конвенции.