Модельный бизнес-план «Выездная автолавка». Краткое описание бизнеса В данном Модельном бизнес-плане рассматривается комплекс вопросов, связанных с организацией выездной торговли продуктами питания в городе Ульяновске. Основными задачами при подготовке данного бизнес-плана авторы считали: Представление практических подходов к организации передвижной автолавки на примере анализа конкретной ситуации в г. Ульяновске Сбор и представление предпринимателю практической информации, необходимой для составления собственного бизнес-плана В предлагаемом Модельном бизнес-плане в качестве конкретного примера рассматривается Общество с Ограниченной Ответственностью "Деликатесы". Владельцы ООО решили приобрести автофургон с прицепом для организации выездной торговли мясными изделиями в городе Ульяновске. Они планируют вложить в развитие компании свои средства, не прибегая к заемному капиталу. Размер первоначальных вложений составляет 275 тыс. рублей. Срок окупаемости проекта - 12 месяцев. При работе с данной бизнес - моделью предприниматель, используя приведенные методические рекомендации, может разработать проект организации передвижной автолавки, специализирующейся на продаже следующих видов продукции: молока, пива или кваса (для данного вида выездной торговли потребуется цистерна для перевозки) МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ Цели и задачи анализа рынка Прежде, чем начинать действовать на рынке, предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что на нем происходит. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления. Анализ рынка является важнейшим компонентом маркетингового подхода в компании. В задачи исследования входит сбор, анализ и обработка информации о товарах, клиентах, конкурентах и рынках. Сбор и обработка информации производятся в целях принятия решений в области стратегии маркетинга и разработки практических шагов компании. К сожалению, предприниматели, занятые в малом бизнесе, часто пренебрегают проведением маркетингового анализа. Иногда они просто не понимают, зачем им тратить силы и средства на эти работы. Конечно, сами по себе маркетинговые исследования не гарантируют 100 - процентного успеха в бизнесе. Их задача иная - они должны помочь оценить маркетинговые возможности предлагаемого продукта или услуги и снизить риск принятия неправильных решений. Основными вопросами при изучении рынка являются следующие: План проведения исследования Определение целей маркетингового исследования. Предварительное ("зондажное") поисковое изучение. Перед началом выполнения работ, для уточнения задач и получения представления об изучаемой области необходимо провести предварительное изучение интересующей проблемы. Здесь возможен опрос специалистов и экспертов по данной области, изучение литературы, групповые дискуссии. Разработка общей концепции исследования. Основным моментом на этом этапе является выработка предположений относительно того, что происходит на рынке, их проверка на практике, выявление причинно-следственных связей. Детальное планирование исследования. Здесь необходимо определить, что должно служить основным источником информации - уже собранный кем-то материал, т.е. "вторичные" данные (например, статистические данные, обзоры рынка) или сбор новых данных, т.е. "первичные" данные (например, выборочные опросы потребителей). Преимущества вторичных данных - простота доступа к информации, относительно небольшая стоимость, быстрота применения. Недостатки использования вторичных данных заключаются в том, что они могут быть устаревшими, неточными, неполными, для них не всегда может быть известен метод сбора и обработки информации. Отбор источников информации и сбор вторичных данных. Если есть альтернатива, следует начинать со сбора вторичных данных, используя их преимущества перед первичными. Оценка полноты и точности полученных данных и решение насколько необходимы дополнительные сведения, которые могут быть получены через первичные данные. Планирование сбора первичных данных. Здесь необходимо определить, какой метод сбора сведений будет применен - опрос, наблюдение, эксперимент (см. далее об этом более подробно). Проведение сбора первичной информации. Анализ полученных данных. Представление результатов исследования (маркетинговый отчет). Методы сбора данных опрос (телефонный, личный, по почте) - выяснение мнений, представлений, знаний людей по различным вопросам Источники данных и информации Статистические органы (Росстатагентство - бывший Госкомстат, региональные отделения статистики) Средства массовой информации (отраслевые и специализированные журналы, газеты) Внутренняя отчетность изучаемых компаний (бухгалтерские балансы, финансовые и статистические отчеты) Торгово-промышленные палаты и организации содействия бизнесу (отчеты, исследования, адресная информация) Различные государственные органы (в области сертификации, лицензирования, налогообложения и др.) Данные маркетинговых исследований и опросов, выполненные различными информационными, консультационными и рекламными агентствами Отраслевые и специализированные выставки (проспекты, каталоги компаний) Адресные и адресно-профильные базы данных (телефонные справочники, специализированные справочники) Автоматизированные банки данных, собираемые специализированными компаниями (имеющие доступ в т.ч. через Интернет) Базы данных по законодательству ("Гарант", "Консультант плюс" и др.) Конкретные источники информации, использованные при анализе рынка и разработке стратегии маркетинга проекта указаны в конце соответствующих разделов. Состояние отрасли Анализ отрасли необходим для получения данных о состоянии и объемах производства, динамики предложения товаров/услуг, трудностях развития рассматриваемой отрасли и влияющих на нее факторов. Цель такого изучения - получение общего представления о рынке предложения продукции и использование данных для принятия дальнейших решений о вступлении или не вступлении в рассматриваемый бизнес. Контрольные вопросы Как отрасль развивалась на протяжении последних нескольких лет? Каково текущее состояние отрасли? Какие тенденции существуют в развитии отрасли? Для ответов на эти вопросы Вам необходимо собрать маркетинговую информацию об изучаемой отрасли с помощью описываемых в разделе "Методические рекомендации" приемов. В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. При этом, для выбора наиболее эффективных источников информации по каждому из них, следует сопоставлять затраты времени и средств на получение данных с точностью и полнотой получаемых сведений. В рассматриваемой ситуации представлен анализ как существующего, так и предшествующего состояния розничной торговли продуктами питания (мясными изделиями). В интересах региональных предпринимателей, в примере приводятся данные по российскому рынку, а так же региональным рынкам розничной торговли продуктами питания. Развитие отрасли в предыдущие годы Переход к рыночной экономике резко изменил картину на потребительском рынке России. Низкий уровень доходов у большей части населения повлиял на изменение структуры потребления. Если в 1990 году население приобретало приблизительно в одинаковом процентном соотношении продовольственные товары, непродовольственные товары, товары легкой промышленности и вино-водочные изделия, то начиная с 1995г., произошло значительное увеличение доли потребления продтоваров. Несмотря на резкое увеличение доли пищевых продуктов в структуре потребления, объемы производства продукции пищевой промышленности в целом сократились, по сравнению с уровнем 1990 года. Это объясняется снижением спроса, связанного с падением реального жизненного уровня населения и вытеснением в период до кризиса 1998г. части отечественных продуктов питания более дешевыми импортными. Текущее состояние отрасли В 1999г. оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в целом по РФ снизился по сравнению с предыдущим годом. По данным Росстатагентства, оборот розничной торговли продовольственными товарами в III квартале 1998 года снизился на 1% по сравнению с III кварталом 1997 года, а в III квартале 1999 года снизился еще на 13% по сравнению с III кварталом 1998 года. В настоящее время доля импортного пива на российском рынке не превышает 8%, что не позволяет ему оказывать значительное влияние на рыночную ситуацию и объемы внутреннего производства. Постепенно сокращается доля нелегального импорта дешевого пива. Импортное пиво оказывает конкуренцию российскому в секторе высококачественных и дорогостоящих сортов и на рынке крупных городов. Динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами по России Тем не менее, августовский кризис 1994г. оказал положительное влияние на производство ряда отечественных продуктов питания, что было обусловлено резким ростом курса доллара по отношению к рублю. По данным Госкомстата, из 20 наблюдаемых продуктов питания по 10 увеличился объем производства, в том числе значительно увеличилось производство вареных колбас. Производство, отгрузка и остатки готовой продукции - изделия колбасные вареные (выборочно по неделям за 1999год) Производство сосисок и сарделек в 1999 году также несколько увеличилось, по сравнению с 1998 годом и остается стабильным в течение всего года. Производство, отгрузка и остатки готовой продукции - сосиски и сардельки (выборочно по неделям за 1999год) Тенденции развития отрасли Торговля продуктами питания и, в частности, торговля мясными изделиями - перспективное направление для частного бизнеса, так как мясные изделия являются продуктами первой необходимости, которые потребляют различные группы населения независимо от уровней доходов. После кризиса 1998 года значительно уменьшился объем импорта продуктов питания, что позволило повысить конкурентоспособность продукции российских производителей, которая зачастую превосходит по качеству зарубежные аналоги. Выездная торговля является удобным и мобильным видом бизнеса, позволяющим легко ориентироваться на изменение: Источники информации для анализа конкретной ситуации Росстатагентство, Мосгоркомстат Сервер Росстатагентства в Internet (http://www.gks.ru) Характеристика целевого рынка Анализ рынка позволяет получить данные о конъюнктуре - спросе, уровне цен на продукцию, о перспективах развития рынка. Главная задача - выявить имеющийся неудовлетворенный спрос. Цель анализа рынка - получить количественные и качественные характеристики по исследуемым вопросам для дальнейшего использования этих данных в маркетинговом плане. Контрольные вопросы Каково состояние спроса на мясные изделия? Какова обеспеченность мясными изделиями населения Вашего региона? Насколько велик рынок? Каков потенциал рынка? Какова ценовая ситуация на рынке? Насколько перспективен рынок торговли мясными изделиями? Для ответов на эти вопросы Вам необходимо собрать маркетинговую информацию об изучаемом рынке. В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. При этом, для выбора наиболее эффективных источников информации по каждому из них, следует сопоставлять затраты времени и средств на получение данных с точностью и полнотой получаемых сведений. Как правило, информация по рынкам различных массовых товаров и услуг (в т.ч. прачечных) уже имеется и ее можно найти без значительных затрат и