Для стабильного роста и развития предприятие нуждается в долгосрочном финансировании. Постоянное развитие необходимо для обеспечения конкурентоспособности предприятия. При этом требуются значительные финансовые ресурсы для финансирования следующих долгосрочных целей: совершенствование продукции (разработка новой, улучшение существующей продукции, расширение продуктового ассортимента) совершенствование информационных систем, системы отчетности и многие другие мероприятия, направленные на получение прибыли в долгосрочном аспекте. Поскольку инвестиционные проекты, требуют значительных финансовых ресурсов, а получение прибыли предполагается только в долгосрочном аспекте, то долгосрочное финансирование требует согласования с акционерами и всеми заинтересованными лицами. Привлечение финансовых ресурсов из источников долгосрочного финансирования гарантирует стабильное поступление денежных средств для предприятия, и в этом смысле оно более надёжно, чем краткосрочное финансирование, при котором у предприятия нет уверенности в получении ресурсов в ближайшем будущем. Однако это преимущество долгосрочных источников с избытком компенсируется тем обстоятельством, что получить долгосрочное финансирование в России крайне сложно. Как правило, долгосрочным финансированием считается предоставление финансовых ресурсов на срок более года, но в случае финансирования российским банком этот срок составляет лишь полгода. Кроме того, к недостаткам долгосрочного финансирования можно отнести следующие: Требуется предоставления вспомогательной информации: например, бизнес плана, финансовых расчетов, подтверждающих способность обслуживать и выплачивать долг Не обладает гибкостью – может оказаться дорогостоящим при падении процентных ставок, если условия не будут пересмотрены Как правило, обходится дороже краткосрочного финансирования, так как является более рискованным кредитом или инвестициями для банка / Источники долгосрочного финансирования отличаются друг от друга по гибкости, доступности, стоимости и другим критериям (см. табл. 3.3). Таблица 3.2. На основании анализа табл. 3.2 можно сделать следующий вывод: ? Каковы размеры юридического лица, получающего средства ? ? Какова степень риска проекта? 1. Количество требуемых средств ограничивает выбор источников финансирования следующим образом: Для финансирования в крупных размерах приоритетными источниками являются: иностранные банки, стратегические инвесторы, публичная эмиссия, облигации и Финансирование в средних и малых размерах вполне возможно осуществить из следующих источников: российские банки, частные инвестиционные фонды (зависит от фонда), "фонды помощи", Таблица 3.3. 1- наиболее гибкий 0- наименее гибкий 2. Размер предприятия определяет источник финансирования исходя из следующих предпосылок: некоторые источники финансирования, требуют, чтобы предприятие было хорошо известно, для того, чтобы добиться успеха (публичная эмиссия, выпуск облигаций, выпуск конвертируемых облигаций) некоторые фонды "помощи", наоборот, имеют мандат на инвестирование в малые и средние предприятия 3. Различные источники краткосрочного финансирования требуют различные виды обеспечения: Публичные эмиссии акций, облигаций, и т.д. стремятся диверсифицировать состав акционеров, противодействуя получению крупного пакета акций одним акционером 4. Степень риска проекта снижает круг потенциальных источников финансирования: Фонды помощи, имеющие политические мотивы для инвестирования в различные проекты в России, больше склонны рассматривать Стратегические инвесторы, знающие бизнес и имеющие связи, которые могут снизить риски конкретных проектов, могут также рассматривать финансирование проектов, которые другие источники отказываются рассматривать, или за финансирование которых они требуют Российские банки чрезвычайно опасаются риска, но понимают источником долгосрочного финансирования. Проанализируем каждый из источников долгосрочного финансирования, описанных в табл. 3.3. Публичная эмиссия акций. Решение о публичной эмиссии акций зависит от ситуации на рынке. Российское предприятие может рассматривать вопрос о публичной эмиссии акций либо на российском рынке, либо на иностранном рынке. Комбинирование средств из различных источников может дать возможность предприятию получить больше средств. Преимущества публичной эмиссии акций, в том, что она: приводит в результате к диверсификации состава акционеров при том, что ни один инвестор не имеет контрольного пакета акций увеличивает ликвидность продаваемых акций, дает возможность определить рыночную стоимость акций высокая стоимость - подготовка, издержки на эмиссию, на рекламу и т.д. заранее не известно, сколько денег будет получено, если только акции не размещены предварительно у одного или нескольких покупателей публичные эмиссии акций характеризуются большим сроком подготовки (необходимо подготовить проспект эмиссии и инвестиционный меморандум) и требуют кратчайших сроков осуществления (от 3-х недель до 3 месяцев). Публичная эмиссия требует выполнения следующих задач, не нужных для закрытого размещения акций: Создание структуры, занимающейся продажей акций, где может потребоваться содействие инвестиционных консультантов Отношения с общественностью, где также может потребоваться содействие профессиональных консультантов Печать и распространение проспекта, меморандума, форм заявок… Принимая решение о публичной эмиссии на российском рынке следует ответить на вопрос: ? Российские частные лица обычно покупают очень небольшой процент акций, размещаемых публично Большинство акций продается российским и иностранным портфельным инвесторам, хотя значительная часть может быть продана заранее – либо портфельным инвесторам, либо стратегическим инвесторам Публичная эмиссия в России включает продажу акций иностранным инвесторам, инвестирующим в России Публичная эмиссия на иностранном рынке источнику капиталов во всем мире, оценки стоимости акций на международных рынках и является отличной рекламой для предприятия в случае успеха. К сожалению, она дороже публичной эмиссии на российском рынке, и возможна только для крупных, хорошо известных предприятий. Мосэнерго и ЛУКОйл организовали эмиссии американских депозитарных расписок (АДР); но эти эмиссии основаны на перепродаже акций, уже находящихся на рынке, и не принесли финансирования Российские компании организуют выпуски АДР сейчас для того, чтобы их названия стали известными на иностранных рынках, и для создания рынка своих акций. Таким образом, конечная цель этой долгосрочной стратегии заключается в том, чтобы подготовить рынок для настоящей эмиссии акций в будущем. Эмиссия облигаций. Выпуск облигаций в настоящее время также возможен только для крупных российских предприятий. Выпуски облигаций чрезвычайно редки в России и очень дороги – требуется выплачивать высокие проценты для того, чтобы покрыть риски инвестора. Потенциальные покупатели облигаций, и риски сопряжённые с их приобретением представлены в таблице Таблица 3.4. Эмиссия конвертируемых облигаций . Конвертируемые облигации – представляют собой нечто среднее между облигацией и акцией. Конвертируемые облигации позволяют в будущем произвести обмен на другую ценную бумагу, как правило, на обыкновенные акции эмитента. Таким образом, держатель облигации может конвертировать требование в долю участия, если работа предприятия будет признана успешной и конверсия будет выглядеть привлекательной; в то же время за ним сохраняются специальные права кредитора Облигации могут погашаться поставкой товарной продукции, такой как нефть или драгоценные металлы Если стоимость акции не увеличивается, держатель облигации может выбрать вариант погашения без конверсии Возможность конверсии делает облигации более ценными, что позволяет эмитенту платить меньшую процентную ставку (или продавать их с большей премией или меньшей скидкой), чем в случае с обычными облигациями В отличие от дивидендов, выплаты по купонам как правило не учитываются в составе налогооблагаемого дохода Лизинг. Лизинг является соглашением, определяющим условия, по которым владелец имущества, арендодатель, передает арендатору право пользоваться имуществом. Предприятия могут брать в лизинг землю, здания и почти любой вид оборудования. Некоторые случаи лизинга представляют собой простые договора аренды "оперативный лизинг"), в то время как другие сильно напоминают покупку имущества за счет заемных средств ("финансовый лизинг") . Благодаря некоторым положениям налогового законодательства лизинг может является экономически выгодным вариантом как для арендатора, так и для арендодателя , и используется некоторыми арендаторами несмотря на то, что они располагают средствами для покупки взятых в лизинг активов. Таблица 3.5. В вопросе выбора источника финансирования немаловажное значение играют сроки в которые может быть получено финансирование. Сравнительный анализ источников долгосрочного финансирования по этому критерию приведён ниже. Таблица 3.6 Таблица 3.7 Таблица 3.8