Актуальность темы диссертационного исследования. В теории финансового права проблематика источников финансового права не является совершенно новой. Однако в недавнем прошлом она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. В современных условиях финансовое право и, соответственно, его источники стали развиваться особенно активно. Прежде всего, появилось большое число новых и отменено много устаревших нормативных финансово-правовых актов. Особо значимым явлением в самом конце XX века стало принятие кодифицированных нормативных финансово-правовых актов: Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ. Кроме того, под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути рыночной экономики, а также интеграции Российской Федерации в мировое сообщество изменились принципы, формы правового регулирования финансов. Логическим следствием данных обстоятельств явилось активное развитие финансового права. В частности, в финансово-правовой науке, как и отечественной юриспруденции в целом, в качестве источника финансового права все чаще стал признаваться нормативный договор и судебный прецедент. Наконец, весьма активным стал вопрос о включении в систему источников российского финансового права международных финансово-правовых актов, число которых с каждым годом возрастает. В целом все это обусловило актуальность темы диссертационного исследования. Вместе с тем, существуют и более конкретные причины, обусловливающие необходимость научного исследования проблемы источников финансового права. Во-первых, несмотря на то, что проблема источников права всегда была в сфере научных интересов ученых, сегодня отсутствуют какие-либо комплексные исследования данного вопроса в области финансового права. В результате финансовое право не имеет системных и глубоких подходов к анализу существующего теоретического и нормативного материала. Таким образом, возникает острая необходимость в изучении структуры финансового законодательства, сущности финансово-правовых актов, общих особенностей системы источников финансового права. Это даст возможность проанализировать и уяснить свойства ныне действующих нормативных финансово-правовых актов, указать пути дальнейшего совершенствования финансового законодательства. Во-вторых, необходимость комплексного исследования источников финансового права вызывается потребностями как законодательной, так и правоприменительной практики. Разработка основополагающих вопросов по проблеме источников финансового права способна повысить эффективность законодательной и правоприменительной деятельности. Следует отметить, что в отношении правоприменительной практики (в частности судебной) сейчас существует множество неясностей и противоречий. Связано это с существующими пробелами в финансовом законодательстве, с компетенцией судебных органов по устранению имеющихся пробелов и образованию судебной практики. Как раз формированию подобных представлений и должно служить их теоретическое рассмотрение. Степень научной разработанности проблемы. Комплексное исследование источников финансового права на уровне диссертационной работы предпринимается в российской финансово-правовой науке впервые, хотя некоторые аспекты данной проблемы затрагиваются некоторыми учеными. Любое учебное пособие по финансовому праву содержит параграф, посвященный источникам финансового права. Однако характерной чертой большинства подобных работ является их традиционный описательный характер. В связи с малой разработанностью проблемы источников финансового права в финансово-правовой науке теоретическую базу настоящей работы составили, прежде всего, выводы ученых-теоретиков: С.С. Алексеева, М.А. 5 Гурвича, А.Н. Зака, СИ. Иловайского, С.Ф. Кечекьяна, Р.З. Лившица, А.В. Мицкевича, И.Т. Тарасова, и др. При проведении исследования автором также были использованы труды ученых, изучавших различные вопросы теории финансового права: В.В. Бесчеревных, А.В. Брызгалина, О.В. Болтиновой, Н.С. Бондаря, К.С. Вельского, Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Ю.В. Друговой, М.В. Карасевой, Т.В. Конюховой, Ю.А. Крохиной, Г.В. Петровой, С.Г. Пепеляевым, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Н.И. Химичевой, и др. Кроме того, в настоящей работе использованы научные положения и предложения, выработанные специалистами в области других отраслей права: П.Н. Бирюковым, Г.А. Гаджиевым, П.В. Донцовым, А.В. Деминым, В.М. Жуйковым, В.Н. Кудрявцевым, О.Е. Кутафиным, Е.В. Колесниковым, T.Hi Нешатаевой, Ю.А. Тихомировым и др. Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования, являются теоретические суждения об источниках финансового права; совокупность нормативных финансово-правовых актов; нормативные договоры в сфере публичных финансов и судебная практика по вопросам финансов. Цели и задачи диссертационного исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обуславливает г}ель работы - комплексное исследование нормативных финансово-правовых актов для определения значения, сущности, места и их роли в системе источников финансового права Российской Федерации; анализ возможности, целесообразности, допустимости использования судебного прецедента и нормативного договора как новых источников финансового права. Для достижения названной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 2) дать характеристику нормативных финансово-правовых актов, выступающих в качестве источников финансового права; 4) определить пределы действия нормативных финансово-правовых актов в пространстве и по кругу лиц, а также проблемы в этой области; 5) раскрыть основные требования, относящиеся к применению и толкованию права, рассмотреть стадии правоприменения и выявить проблемы официального толкования нормативных финансово-правовых актов; 6) исследовать проблемы соотношения нормативного договора и нормативного финансово-правового акта, несоответствия договоров между Российской Федерацией и ее субъектами Конституции РФ; 7) определить признаки судебного прецедента, выявить различие между нормативным актом и судебным прецедентом как источниками финансового права. Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу исследования составили современные методы научного познания. Для решения поставленных задач автор использовал как общенаучные, так и частно-научные методы исследования, включая такие как метод системного анализа, историко-правовой, логический, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, анализ научных, нормативных и практических материалов. Основной теоретической базой исследования выступили современные концепции теории государства и права, истории государства и права, финансового, административного, конституционного, международного права. Эмпирическая база диссертационного исследования. Эмпирическую базу исследования составили нормативные финансово-правовые акты, а также правотворческая практика в области финансов представительных органов муниципальных образований (Курская область), судебная практика Конституционного суда РФ, судебная практика Арбитражного суда Курской области по вопросам налогообложения. Нормативно-правовая база исследования. Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составили Конституция РФ, Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты, правовые акты органов местного самоуправления, договоры о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна» работы заключается в комплексном исследовании нормативных финансово-правовых актов, а также в системном анализе финансового законодательства, нормативных договоров и судебного прецедента в области публичных финансов. Анализируется структура финансового законодательства и система источников финансового права, а также значение подзаконных нормативно-правовых актов. Всесторонне рассматриваются причины, обусловливающие становление судебного прецедента.в качестве источника финансового права, выявляются признаки отличающие судебный прецедент от нормативно-правового акта. Проведенное исследование позволило обосновать и вынести на защиту следующие основные положения и выводы, отражающие научную новизну диссертации: 1. Развитие финансового права в целом и формирование источников финансового права в России проходило синхронно в четыре этапа. В диссертационном исследовании обозначается следующая периодизация развития финансового права и его источников: 1) с конца XIX века — до начала XX века; 2) с 1917 года - до 40-х гг. XX века; 3) с 40-х гг. - до конца 80-х гг. XX века; 4) с начала 90-х гг. - до настоящего времени. На каждом этапе происходили изменения в экономической, политической жизни страны, которые отразились на системе источников финансового права и послужили толчком для формирования новых источников финансового права в России. 2. На основе Бюджетного и Налогового кодексов РФ, а также Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в исследовании выделяются уровни финансового законодательства. В данных нормативных правовых актах налоговое, бюджетное и валютное законодательство рассматриваются в узком смысле, поскольку включают в себя только федеральные законы, принятые законодательными (представительными) органами власти РФ, субъектов РФ и представительными органами муниципального образования по вопросам публичных финансов. Иные нормативные правовые акты, регулирующие публичные финансы, являются источниками финансового права, но не входят в структуру финансового законодательства, определенную Бюджетным, Налоговым кодексами РФ' и Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Не входят в эту систему сегодня: а) «неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы (в частности, Федеральный закон «Об» образовании», Федеральный закон «О' государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»); б) нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, а также нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами муниципальных образований по вопросам публичных финансов. 3. Налоговые нормы, содержащиеся в «неналоговых законах» не противоречащие части второй Налогового кодекса РФ следует включить в состав налогового законодательства, определенного в ст. 1 Налогового кодекса РФ. Законы, содержащие налоговые нормы, следует разделить на две группы: а) на налоговые законы; б) на «неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы. «Неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы, должны действовать и после введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, если они не будут противоречить положениям части второй Налогового кодекса РФ. 4. Недопустимо исключать указы Президента РФ из системы нормативных финансово-правовых актов о налогах и сборах, ибо это противоречит п.2 ст. 90 Конституции РФ, где записано, что Президент РФ издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. При этом сфера принятия указов Президента РФ Конституцией РФ не ограничена. Указы Президента РФ, не являясь необходимым актом регулирования налоговых отношений сегодня, могут оказаться востребованными завтра. 5. В ходе проведенного анализа судебной практики обосновывается необходимость дополнить часть первую Налогового Кодекса РФ статьей, озаглавив ее следующим образом: «Применение налогового законодательства по аналогии». Предлагается ее следующая редакция: "В случаях, когда предусмотренные статьей 2 Налогового кодекса РФ' отношения прямо не урегулированы законодательством о налогах и сборах применяется законодательство о налогах и сборах, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), если это не ухудшает положение налогоплательщика. При невозможности использования аналогии закона, пробел восполняется исходя из общих начал законодательства о налогах и сборах (аналогия права). При этом применение аналогии права не должно приводить к ухудшени