Самостоятельность предприятий, ориентация их на собственные финансовые источники производственного и социального развития предопределили изменения в организации хозяйственной деятельности, в том числе финансовой. В этой связи актуальным является комплекс вопросов организации финансового планирования как инструмента управления и обеспечения сбалансированного финансового развития на уровне предприятия. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие как экономический субъект определяется следующей совокупностью признаков: обособленность имущества, ответственность имуществом по обязательствам, действие от собственного имени, наличие расчетного счета в банке. Содержание хозяйственной деятельности предприятия состоит в организации производства и (или) реализации конкретного товара (услуги). Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения. Финансовые ресурсы предприятия это денежные доходы и поступления, находящиеся в его распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления воспроизводственных затрат, социального развития и экономического стимулирования работающих. Первоначальное создание финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда за счет вкладов учредителей формируется уставный капитал. Уставный капитал направляется на приобретение основных фондов, лицензий, патентов, других внеоборотных активов, формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, результатом которого является стоимость в денежной форме, выражаемая стоимостью реализованной продукции. Выручка как денежный эквивалент стоимости реализованной продукции является источником возмещения затраченных на производство продукции средств, формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате распределения выручки из нее выделяются качественно различные элементы стоимости: издержки по производству продукции, амортизационные отчисления, прибыль. Издержки предприятия по производству продукции представлены затратами материальных ресурсов, затратами на оплату труда, прочими затратами и принимают форму себестоимости. До поступления выручки данные издержки финансируются за счет оборотного капитала предприятия. После поступления выручки оборотный капитал восстанавливается, а издержки возмещаются. Прибыль предприятия как элемент выручки подлежит дальнейшему распределению. Формой такого распределения являются налоги, поступающие в распоряжение государства как источник формирования государственного фонда финансовых ресурсов. Результатом распределительного процесса становится чистая прибыль предприятия, которая в совокупности с амортизационным фондом определяет основу собственных финансовых ресурсов предприятия. Другими источниками финансовых ресурсов являются средства, привлекаемые на финансовом рынке (кредитные инвестиции, эмиссия облигаций и других долговых ценных бумаг), средства предприятий-кредиторов, другие виды ресурсов. Направлениями использования финансовых ресурсов предприятия являются производственные инвестиции, инвестиции в различные финансовые активы, создание денежных фондов социального и поощрительного характера (или финансирование соответствующих мероприятий), платежи субъектам финансово-кредитной системы (налоги, погашение ссуд, проценты за кредит, страховые взносы), другие расходы. Таким образом, объектом финансового планирования как элемента финансового управления на предприятии являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и стоимостные пропорции, складывающиеся в процессе хозяйственной деятельности. Инструментом финансового планирования является финансовый план предприятия, составленный в той или иной форме. Проблема разработки финансового плана, приемлемого для управления финансовой деятельностью предприятия, имеет исторический аспект. На различных этапах развития экономики предприятий использовался ряд форм планирования финансовых отношений: сметы, балансы денежного оборота, балансы доходов и расходов. В 19181921 г. г. вся система хозяйственных отношений строится на принципах жесткой централизации, национализированы большинство крупных, средних и мелких предприятий. Тогда отсутствовала обособленность движения финансовых ресурсов предприятий от оборота финансовых ресурсов государства. Финансирование промышленности осуществляется из специального фонда, входящего в состав общегосударственного бюджета. Формой финансирования были авансы, предоставляемые государственным предприятиям и предназначенные для покрытия разницы между объемом расходов и суммой средств, которыми располагали предприятия. Для получения авансов из бюджета предприятия представляли проекты смет, в которых содержались основные группы расходов, сроки их осуществления, ориентировочный краткий производственный план с указанием количества предполагаемых к выпуску в течение сметного периода изделий и их стоимости. Авансы зачислялись на счета предприятий в Народном банке, который являлся органом "технического" выполнения расчетов бюджета с предприятиями. Бюджет, в свою очередь, был способом снабжения экономики денежными средствами практически полностью за счет бумажно-денежной эмиссии. Сметный порядок финансирования предприятий в этих условиях соответствовал централизации управления экономикой, стремлению сосредоточить в руках государства все материальные и денежные ресурсы. Продукция промышленности сдавалась по централизованным нарядам государству, также по нарядам производилось снабжение предприятий материальными ресурсами. Все денежные доходы предприятий подлежали зачислению в доход бюджета. С 1922 г. с началом внедрения плана новой экономической политики меняются взаимоотношения предприятий с государством. Была проведена денационализация мелких предприятий. Крупные предприятия (тресты) строят свою деятельность на началах коммерческого расчета. В распоряжение трестов предоставлялись основные фонды, "материальные авансы" из госфондов в виде запасов сырья, полуфабрикатов, изделий, денежные авансы для формирования оборотных активов. Материальные внеоборотные и оборотные активы зачислялись на баланс предприятия. Денежные авансы по истечении операционного периода подлежали возмещению: первоначально за счет поставок части произведенной продукции, а затем частью вырученных от реализации продукции денежных средств, которые зачислялись в бюджет. Бюджетное финансирование предприятий постепенно принимает две формы: дотации и казначейские ссуды. Бюджетные дотации использовались в форме инвестирования средств в деятельность предприятий отдельных отраслей, возврат которых в ближайшей перспективе был невозможен. Допускалось покрытие убытков предприятий за счет средств бюджета. Казначейские ссуды представляли собой форму долгосрочного кредитования предприятий. Они выдавались на 25 лет с последующим возвратом их государственному казначейству и стали переходной формой замены полного бюджетного финансирования кредитом. Для полного отказа от казначейских ссуд создается фонд долгосрочного кредитования промышленности (1925 г.). Трестам также предоставлялось право получать краткосрочные ссуды как от государственных, так и негосударственных кредитных учреждений. Важнейшей предпосылкой формирования системы краткосрочного кредитования предприятий стало создание новой банковской системы, внедрение новых форм кредитования (подтоварные, вексельные кредиты). С переходом к нэпу финансовый план предприятий продолжает составляться по сметному принципу. В доходной части сметы отражались все поступления предприятия. Расходная часть содержала сведения о затратах на заработную плату, создание производственных запасов, строительно-ремонтные работы, содержание подсобных предприятий, прочие расходы. Сметы рассчитывались на год. Доходы по смете подлежали зачислению в бюджет, для финансирования расходов предприятию открывался текущий счет, на который зачислялись средства из бюджета. В 19251927 г. г. формируется система распределения доходов между трестами и государством, распределения прибыли по отдельным направлениям деятельности. Вводится принципиально новая форма финансового плана директивный баланс. По своей форме он был близок к бухгалтерскому балансу и состоял из двух частей: активной и пассивной. В пассиве показывались источники деятельности предприятия: основной и оборотный капитал, амортизационный капитал, фонд улучшения быта рабочих, госфинансирование, ссуды в Банке долгосрочного кредитования (БДК), краткосрочные кредиты в Госбанке, кредиторы, прибыль. Актив был представлен следующими группами статей: имущество, материалы, готовые изделия, расчетные статьи (дебиторы), денежные средства, взносы в БДК, взносы в ФУБР, взносы из прибыли в доход государства, расходы будущих лет. Баланс составлялся на год с распределением по квартальным датам. Он позволял увязывать элементы имущества предприятия с источниками их финансирования, но был неудобен при планировании накоплений предприятия, распределения прибыли при расчетах с финансово-кредитной системой. По этой причине директивный баланс не стал самостоятельной формой финансового плана предприятия. В 19291931 г. г. финансовый план предприятия стал разрабатываться в составе промфинплана и включал приходно-расходный план и сравнительную таблицу бухгалтерских балансов на начало и конец планируемого периода. Приходно-расходный план составлялся раздельно по основной деятельности и по капитальному строительству. В приходной части плана по основной деятельности отражались остатки денежных средств на начало периода (касса и расчетный счет) и привлекаемые в течение периода доходы и поступления: поступления от реализации продукции и имущества, привлечение кредиторов, поступления от дебиторов (погашение ранее сложившейся задолженности), доходы от ликвидации имущества и аренды, поступления от объединений предприятий, краткосрочный банковский кредит. В расходной части плана приводились операционные расходы, планируемые дебиторы, планируемое погашение кредиторской задолженности, расчеты с банком по ссудам, разные расходы и убытки, остатки денежных средств на конец планируемого периода. В случае несбалансированности (превышении расходов над поступлениями) в плане определялся дефицит (за вычетом амортизационных накоплений) и дополнительная потребность в финансировании. На основании разработанного приходно-расходного плана составлялся так называемый провизорный баланс, который сравнивался со вступительным балансом в специальной таблице. Приходно-расходный план отражал все элементы планируемых поступлений и расходов и представлял собой развернутый план денежного оборота предприятия с выведенным кассовым результатом. Важным является также использование в финансовом планировании формы, позволяющей прогнозировать состояние бухгалтерского баланса предприятия. Основным недостатком данной формы плана является невозможность выделения источников финансовых ресурсов и направлений их использования. В плане не показывался общий объем прибыли от хозяйственной деятельности, направления распределения прибыли. Это обусловлено невозможностью сочетания в одной плановой форме двух различных подходов к отражению плановой финансовой информации. Решением данной проблемы могло стать дополнение совокупности таблиц финансового плана планом по прибыли. Однако последующее развитие принципов управления экономикой предприятий не создало услови