по итогам совместной проверки финансово-хозяйственной деятельности Российско-Армянского (Славянского) университета (г. Ереван, Республика Армения), созданного в рамках межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области образования Основание для проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2004 год (пункт 3.17). Цель Проверить финансово-хозяйственную деятельность Российско-Армянского (Славянского) университета в г. Ереване, Республика Армения, за период 2002-2003 годов. Предмет проверки Документы, подтверждающие соблюдение законодательства Российской Федерации при организации финансовой, хозяйственной и учебной деятельности, целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, выделенных Российско-Армянскому (Славянскому) университету в рамках межправительственного Соглашения. Объект проверки: Российско-Армянский (Славянский) университет. Сроки проведения проверки: март 2004 года. Проверка проведена Е. Н. Бережной (руководитель), ведущим инспектором С. И. Перовой. Г. Г. Сарояном, С. С. Маргаряном. Результаты контрольного мероприятия 1. Общая часть 29 августа 1997 года в целях создания наиболее благоприятных условий для дальнейшего взаимодействия в развитии образования и культур народов обоих государств было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване (Соглашение) Российско-Армянского университета (РАУ). Соглашением определено, что РАУ является государственным высшим учебным заведением совместного ведения Республики Армения и Российской Федерации и пользуется статусом университетов Республики Армения и Российской Федерации. Образовательная деятельность РАУ осуществляется на основе российского государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждаемых Армянской стороной национально-региональных компонентов (изучение армянского языка). Полномочия учредителей осуществляют Министерство образования Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Армения (далее - Стороны). Документом, регламентирующим организационную и финансово-хозяйственную деятельность РАУ, является его Устав, утвержденный 24 марта 2000 года Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и науки Республики Армения. В соответствии с Уставом университет является самостоятельным субъектом с правами юридического лица, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях; самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств, не противоречащих законодательству Российской Федерации, Республики Армения и Уставу университета. Соглашением предусмотрено создание совместного органа государств-Сторон для решения вопросов материально-технического, финансового и учебно-методического обеспечения деятельности РАУ - совместной российско-армянской рабочей группы. Формирование материальной базы РАУ, в соответствии с Соглашением, также должно осуществляться согласно рекомендациям указанной совместной рабочей группы с учетом соответствия предоставляемых объектов законодательству и нормативам высшей школы государств-Сторон. В соответствии с Соглашением (статья 10), Законом Российской Федерации "Об образовании" (пункт 2 статьи 35) и Уставом в РАУ предусмотрено создание Попечительского совета, который призван оказывать содействие РАУ в решении поставленных задач. Персональный состав Попечительского совета, в который входят представители органов государственной власти Российской Федерации и Республики Армения, предпринимательских, финансовых, научных и творческих кругов, средств массовой информации, общественных организаций, утверждается совместным приказом Министра науки и образования Армении и Министра образования Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что Попечительский совет в 2001 и 2002 годах провел по одному заседанию, а в 2003 году заседания не проводились. 2. Финансирование университета Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения определено, что финансовое обеспечение деятельности РАУ осуществляется государствами-Сторонами на паритетных началах, в том числе в форме субсидий, за счет средств, предусмотренных на образование в государственном бюджете Республики Армения и в федеральном бюджете Российской Федерации. Источником финансового обеспечения РАУ может также являться предпринимательская и иная приносящая доход деятельность. Финансирование РАУ осуществляется через Министерство образования Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Армения. В 2002 году РАУ было профинансировано Российской Федерацией в полном объеме на сумму 5511,4 тыс. рублей по разделу 14 "Образование", подразделу 06 "Высшее профессиональное образование", целевой статье 400 "Ведомственные расходы на высшее профессиональное образование", виду расходов 271 "Высшие учебные заведения". 110110 "Оплата труда гражданских служащих" - 2743,5 тыс. рублей; 110200 "Начисления на фонд оплаты труда" - 982,2 тыс. рублей; 130320 "Стипендии" - 1785,7тыс. рублей. В 2003 году финансирование РАУ Российской Федерацией было осуществлено в форме субсидии, в соответствии с договором "О предоставлении субсидии" от 10 июля 2003 года №1398, заключенным между Министерством образования Российской Федерации в лице Министра образования В. М. Филиппова и Российско-Армянским университетом в лице его ректора А. Р. Дарбиняна, на сумму 51212,6 тыс. рублей. Ученым советом РАУ, в рамках полученных средств, была утверждена смета по следующим направлениям расходов: фонд оплаты труда 6224,0 тыс. рублей; начисления на фонд оплаты труда 1742,6 тыс. рублей; стипендии 3246,0 тыс. рублей; работы по реконструкции и усилению учебного корпуса 40000,0 тыс. рублей. Финансирование по итогам 2003 года было произведено в полном объеме. Получить данные ( Из таблицы видно, что соотношение средств, выделяемых Российской Федерацией и Республикой Армения в 2002 году составило 94,5 и 5,5%, в 2003 году - 85,3 и 14,7%, соответственно. Это свидетельствует о том, что паритет государств-Сторон в финансировании РАУ, предусмотренный межправительственным Соглашением и Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2003 год", за проверяемый период не соблюден. В ходе проверки установлено, что финансовые операции со средствами из всех источников финансирования осуществляются РАУ вне системы республиканского казначейства Армении через . На соответствующий счет зачисляются не только средства федерального бюджета Российской Федерации, но и денежные средства из других источников. Отдельного счета для зачисления средств федерального бюджета Российской Федерации университет не имеет. Внебюджетные средства университета также находятся вне системы казначейства. Доходы и расходы производятся университетом на базе общих финансовых поступлений и расходов без указания источников: федерального бюджета Российской Федерации, государственного бюджета Республики Армения или внебюджетных средств. Такое положение является следствием того, что высшие учебные заведения в Республике Армения не имеют статуса бюджетных учреждений. Их финансово-хозяйственная деятельность регулируется Законом Республики Армения "О государственной некоммерческой организации". Механизмов, осуществляющих специально учет и контроль средств федерального бюджета Российской Федерации, Соглашением не предусмотрено. В результате выявлено, что на счете университета в банке на конец финансового года имеются неиспользованные средства. В связи с отсутствием в РАУ раздельного бухгалтерского учета, в процессе проверки было затруднительно отследить остатки невозвращенных средств федерального бюджета. В отчетных данных, представленных в Минобразование России, остатки средств не числятся. Нарушений в части нецелевого использования средств федерального бюджета Российской Федерации в ходе проверки не выявлено. Внебюджетная деятельность Внебюджетные средства являются частью бюджета РАУ и регламентируются внутренним положением о порядке формирования и исполнения бюджета университета, утвержденного его ученым советом. Кроме платных образовательных услуг внебюджетная деятельность РАУ включает сдачу в аренду помещений, издательскую деятельность и др. Получить данные ( Как видно из таблицы, объем внебюджетных средств РАУ за проверяемый период вырос в 2 раза. В Уставе РАУ зафиксировано, что предоставление платных образовательных услуг регламентируется лишь законом и нормативными актами Республики Армения. Между тем, в межправительственном Соглашении предусмотрено, что внебюджетная деятельность регламентируется Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и науки Республики Армения (в части утверждения смет РАУ). Однако на момент проверки нормативный документ по этому вопросу отсутствует. Минобразование России смету доходов и расходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, до РАУ не доводило. В соответствии с Соглашением, вопросы утверждения смет доходов и расходов РАУ должны регулироваться совместной российско-армянской рабочей группой. Поскольку эта группа до настоящего времени не сформирована, вопросы учета и контроля внебюджетной деятельности РАУ остались в ведении самого РАУ. 3. Учебная деятельность. Эффективность использования средств федерального бюджета Управление РАУ осуществляется на принципах сочетания коллегиальности и единоначалия. Устав, изменения и дополнения к нему принимаются конференцией педагогических и научных работников и утверждаются по представлению ректора Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и науки Республики Армения. Общее руководство РАУ осуществляет ученый совет с пятилетним сроком полномочий. Непосредственное управление осуществляется ректором. В РАУ функционируют 20 кафедр, 20 административно-управленческих подразделений, подготовительные курсы, 16 научных подразделений, в том числе: центр карьеры, центр довузовского образования, центр научной политики, инноваций и информационных технологий, библиотека, отдел аспирантуры, институт русской словесности, научная проблемная группа безопасности и интеграции Южного Кавказа, научная проблемная группа "Физические основы нано- и оптоэлектроники", научная проблемная группа "Рыночные преобразования и государственное регулирование экономики", периодическое научное издание "Вестник РАУ", центр российско-армянских культурных и литературных инициатив им. Л. Мкртчана, проблемная научная группа "Диалог культур и цивилизаций". В соответствии со статьей 12 Соглашения контрольные цифры приема студентов в РАУ устанавливаются совместным решением государственных органов исполнительной власти в области образования Российской Федерации и Республики Армения. Проверка показала, что правила приема соответствуют "Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации" и "Правилам приема в высшие учебные заведения Республики Армения". Контрольные цифры приема студентов, обучаемых за счет средств федерального бюджета, начиная с 1 января 1999 года, утверждаются и доводятся РАУ нормативными документами Минобразования России ежегодно. Получить данные ( На 2004/2005 учебный год РАУ планируется увеличение приема студентов по государственному заказу Российской Федерации до 250 человек. По условиям приема, регламентируемым Уставом РАУ, правом поступления пользуются граждане Республики Армения, Российской Федерации и других стран СНГ. По всем специальностям преподавание ведется на русском языке с обязательным изучением армянского языка. Форма обучения - дневная. Граж