Как известно, одним из наиболее важных участков управленческого учета и контроля на предприятии является ревизия финансовой системы. Причем, если обычно ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией) имеет основной целью либо подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников предприятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации [1], то ревизия финансовой системы или системы управления финансами предприятия имеет целью помощь исполнительному органу управления или совету директоров в осуществлении контроля эффективности различных звеньев финансовой системы. В этом случае ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет проверки деятельности различных звеньев финансовой системы, предоставляет обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков, дает рекомендации по повышению эффективности финансового управления. В настоящей статье, прежде всего, будут рассмотрены наиболее общие аспекты ревизии системы управления финансами. Представленная ниже организационная модель ревизии имеет следующую структуру: 1) объект ревизии, 2) критерии эффективности состояния или функционирования объекта ревизии, 3) методика ревизии. Она схематична (все детали и нюансы опущены, затронуты лишь основные вопросы и действия ревизионной комиссии) в связи с тем, что информационная перенасыщенность может привести к затруднениям в практическом использовании. Например, в элементе «методика ревизии» указаны лишь главные или принципиальные технологические процедуры (шаги). Более детализированные методики разрабатываются отдельно по каждому вопросу (объекту) ревизии системы управления. Следует отметить, что в целях самоконтроля или взаимного контроля финансовым менеджерам также необходимо периодически проводить оценку осуществляемой финансовой политики. В этом случае им полезно сравнить существующее положение дел с критериями эффективности (из предлагаемой модели). Итак, представленная ниже оргмодель как наиболее общий регламент контроля финансовой политики: может быть использована в практической работе как ревизоров, так и финансовых менеджеров (в целях самоконтроля); может служить основой при разработке более детализированных методик. В первую очередь дадим характеристику структуры организационной модели ревизии. управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом); уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия. деловая активность и эффективность деятельности предприятия. Критерии эффективности сформулируем в соответствии с объектами ревизии. Система безналичных расчетов: система безналичных расчетов предприятия (формы, процедуры, сроки и т.д.) соответствует законодательству Российской Федерации, своевременно и в полной мере выполняются платежные обязательства предприятия перед кредиторами (иными организациями и их объединениями, включая финансово-кредитные институты) и собственными работниками, своевременно и в полной мере погашаются обязательства дебиторов и собственных работников перед предприятием. Системы бюджетирования и бизнес-планирования: а) оргструктура систем, б) регламентация систем, в) информация систем. Кроме этого, об эффективности данных систем следует судить по уровню достижения ряда параметров (оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджеров и т.д.), указанных в самой методике (см. ниже). Управление финансовыми рисками: разрабатываются и применяются действенные механизмы минимизации финансовых рисков: страхование, передача риска через заключение контракта, лимитирование финансовых расходов, диверсификация вложений капитала, расширение видов деятельности и т.д. Управление оборотными средствами: эффективность управления оборотными средствами характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство и др., применением научно обоснованных методов расчета потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения (денежные средства, дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции и товаров за вычетом непользующихся спросом). Управление капиталом, вложенным в основные средства: эффективность использования основных фондов характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др. Политика привлечения новых финансовых ресурсов: если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время, стоимость долга не должна быть высокой); долги предприятия должны погашаться в установленные сроки (следует учесть, что в отдельных случаях предприятие может применять метод финансирования текущей деятельности за счет откладывания выплат по обязательствам). Управление структурой капитала предприятия: структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену (и, соответственно, максимальную цену предприятия), оптимальный для предприятия уровень финансового левереджа [5]; при принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например: способность предприятия обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов, иные критерии. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость предприятия и минимизирует общую стоимость его капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и оргструктурные особенности предприятия, его цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, будущие тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т.д. Уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия: уровень и динамика финансовых результатов позволяют судить об оптимизации деятельности предприятия (рост выручки и прибыли от реализации продукции, снижение затрат на производство продукции и др.); высокая степень капитализации прибыли (условный показатель), т.е. доля прибыли, направленной на создание фондов накопления и доля нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (свидетельствует о возможном производственном развитии предприятия и росте положительных финансовых результатов в будущем). Кроме того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности предприятия, в общем и целом, можно судить на основании роста: доходности (рентабельности) собственного капитала (обеспечивается, в первую очередь, оптимальным уровнем финансового рычага, ростом общей суммы прибыли и т.д.). скорости оборота капитала и др. Имущественное положение и финансовое состояние предприятия, деловая активность и эффективность деятельности: нормативные или оптимальные значения важнейших показателей финансового состояния предприятия, а также деловой активности и эффективности деятельности (установленные либо экспертным путем, либо официально) приведены в соответствующих нормативных актах и в многочисленной специальной литературе (по тематике корпоративных финансов) [6]. 1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.): целей и финансовых стратегий предприятия (общих и по структурным составляющим), финансовых программ развития; внешних и внутренних факторов функционирования. 2. Анализ: организационно-распорядительной документации предприятия, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.); форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерскую отчетность, бюджеты, платежные календари, бизнес-планы, отчеты о структуре затрат, отчеты об объемах продаж, отчеты о состоянии запасов, балансы оборотных средств, ведомости-расшифровки задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.); кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счетов-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между предприятием и иными юридическими (физическими) лицами. 3. Процедура контроля финансовой политики предприятия в зависимости от объекта ревизии включает ряд направлений, описанных ниже. Система безналичных расчетов: Проанализировать и оценить используемую на предприятии систему безналичных расчетов, а именно: структуру различных форм расчетов по договорам (включая: а) относительно факта совершения сделки: предоплата и т.д., б) с точки зрения условий оплаты: акцептная, аккредитивная и т.д., в) по используемым платежным средствам: без использования платежных средств, т.е. расчеты требованиями, поручениями и т.д., и с их использованием-векселя и т.д.); уровень исполнения предприятием своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед предприятием; применяемые методы обеспечения платежных обязательств (залог, гарантии и т.д.); своевременность и надлежащее оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы. по типам дебиторов (покупатели, заемщики и т.д.); по уровням задолженности (перед предприятием, его структурными звеньями и т.п.); по качеству (вероятность оплаты в срок и т.д.). по качеству. Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины (как предприятием, так и его контрагентами), возможные варианты ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности ее погашения, распределение платежей по приоритетности и т.д.), оптимизации расчетов (ранжирование контрагентов по категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей, факторинг долгов предприятия, покупка в рассрочку, лизинг т.д.). погашения задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т.д.) [7]; снижения неденежных форм расчетов. Системы бюджетирования и бизнес-планирования: Проанализировать и оценить: обоснованность принятых стратегий бюджетирования (дополнительное, нулевое бюджетирование и др.), используемых методов составления бюджетов или смет (форм плановых расчетов), методов расчета основных финансовых показателей бизнес-плана (объем реализации продукции, денежные поступления и отчисления, прибыли и убытки, показатели планового баланса активов и пассивов, точка безубыточности продаж), методов оптимизации прибыли как составной части бизнес-планирования (предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства, метод производственной функции Кобба-Дугласа, метод двойного бюджета и др.); состав и виды бюджетов (бизнес-планов) предприятия и его структурных подразделений, их формы, структуры, отражаемые в них данные; временные (год, квартал, месяц и т.д.) и пространственные (взаимо