(финансовое право, финансовая наука, наука о финансах). — Слово "финансы" ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, fоnancia, употреблявшегося в XIII и XIV вв. в смысле обязательной уплаты денег и "срока уплаты". В Германии в XVI и XVII вв. со словом "финансы" соединялось дурное значение — вымогательства и лихоимства; но во Франции в XVI в. слово финансы употреблялось почти в том же значении, как и в настоящее время, т. е. в смысле совокупности материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп. Союзы публичного характера — напр. государство, община — для выполнения лежащих на них задач нуждаются в материальных средствах и, с одной стороны, добывают себе эти средства, с другой стороны, затрачивают их на те или другие цели. Финансовая наука (или в просторечии "финансы") изучает хозяйство этих союзов, т. е. совокупность отношений, возникающих на почве добывания и расходования союзами публичного характера материальных средств; она исследует также отражение разных форм хозяйства на разных сторонах народной жизни. В способах добывания средств союзами за более или менее продолжительный период времени замечается известная последовательность и закономерность. Так, при известных условиях в бюджете преобладают доходы от государственных земель, затем выступают на сцену пошлины, позже налоги и т. д. Все эти изменения в форме находятся в тесной зависимости от степени развития хозяйства: форма обложения следует за дифференциацией доходных источников (Родбертус), с введением той или другой формы получения средств налоговое бремя падает на те или другие классы народа. Наука показывает нам, почему в данную эпоху налоговое бремя падает преимущественно на одни группы, в другую — на другие. Финансовая наука принадлежит, с одной стороны, к циклу экономических наук, с другой — к наукам правовым; она является наукой (в переносном смысле) о хлебе насущном, о том, почему члены известного общественного союза имеют хлеб или не имеют его и в чем заключаются наилучшие способы добыть хлеб или нужные для хозяйства средства. Формы получения средств союзами публичного характера обусловливаются, в свою очередь, формами хозяйства: при натуральном хозяйстве преобладают налоги в натуральной форме; при малом развитии частной собственности государство удовлетворяет свои потребности эксплуатацией своих земель, причем или обрабатывает их само, за свой счет, или отдает в краткосрочную аренду; когда развивается интенсивное сельское хозяйство, на место краткосрочной аренды выступает аренда долгосрочная или даже вечно наследственная. На первых порах, когда имущественная масса не была дифференцирована, мы видим господство общего поимущественного обложения; но когда стали выделяться отдельные источники дохода от торговли, промышленности, земли и т. д., то появились и разные формы обложения — промысловый налог, поземельный, подомовый. Огромное влияние на форму обложения оказывает и податная техника; при низкой технике преобладают распределительные формы налогов, господствует круговая порука, так как фиску собственными силами не добраться до плательщиков. С расчленением источников дохода разветвляются формы обложения. Развитие так наз. синдикатов, или предпринимательских союзов, и вообще преобладание крупного производства выдвигает теперь в сфере финансов новую форму — государственные предприятия (железные дороги) в государственном бюджете и муниципальные предприятия в городском хозяйстве. Развитие городской жизни в Америке, Англии и Пруссии создает особую форму, организации налогов — так назыв. специальное обложение (см.). Развитие хозяйства оказывает влияние не только на внешний покрой этих форм, но и на внутреннее их строение: так, при малом развитии экономической жизни обложение торговли и промышленности может совершаться путем лишь "внешних признаков", т. е. по количеству служащих, по наемной плате за помещения и т. д. — но с усложнением торговли и промышленности эти признаки становятся недостаточными, приходится вводить все новые и новые признаки и, наконец, переходить к обложению чистого дохода. То же самое можно сказать о налогах подомовом, подоходном и др. У совершенствованные конструкции того или другого налога дают возможность правильнее определять имущество плательщиков разных групп — а это равносильно более справедливому распределению налогового бремени между всеми плательщиками налога. Другая важная задача финансовой науки — исследование вопроса о причинах перемещения налогового бремени с одних на других, обусловливаемого общественными и экономическими отношениями. Третья задача финансовой науки имеет аналитический характер: исследователь ставит себе целью изучить, как распределяется налоговое бремя при посредстве того или другого масштаба и как это отражается на экономической и социальной жизни. Напр. та или другая форма акциза может вести к концентрации промышленности (обложение пива, табака, спичек), может оказывать влияние на технику производства (так, напр., обложение спирта или сахара по работоспособности снарядов везде содействовало улучшению техники, обложение сахара по свекловице во Франции содействовало поднятию качества выращиваемой свекловицы). Весьма нередко один лишь детальный анализ конструкции налога может показать, на какие группы населения налог действительно падает. Как всякое право, так и финансовое родится в борьбе. Люди имеют разные интересы, накладывающие свой отпечаток на содержание финансовых институтов, вследствие чего последние не отличаются логической стройностью. Но люди борются не в одиночку, а группами, и каждая группа выступает со своей определенной программой; так, рабочие выступают с требованием подоходного и поимущественного обложения и налогов с наследств; промышленники, напротив, недружелюбно относятся к этим формам получения средств и выдвигают косвенные налоги, таможенные пошлины; наконец, землевладельцы — и аграрии, где этот класс вполне сложился, — выступают с иными, более выгодными для них мерками распределения налогового бремени. Только в результате этой борьбы получается наличность существующих в данное время способов получения средств союзами публичного характера. Если финансовая структура определяется, таким образом, в борьбе и является результатом компромисса социальных групп, то легко объяснимо то отсутствие последовательности, которое наблюдается в строении финансового хозяйства: в процессе построения финансовые институты претерпевают множество влияний, нередко диаметрально противоположных, а потому и не могут иметь характера выдержанности: над ними работали разные руки, в разных направлениях. Общественные отношения накладывают свою печать на финансовое хозяйство: по первым можно судить о втором, и обратно. Так, напр., в Англии в XVII и XVIII вв. класс землевладельцев оказал крупное влияние на финансовое хозяйство: переоценка земли в целях обложения никогда не производилась, хотя была предписана законом; существовала масса косвенных налогов. На финансовую структуру в Соед. Штатах Америки оказывает крупное влияние движимый капитал, в Австралии — интересы рабочих, которые играют там крупную роль (подоходный налог, прогрессивное обложение земли, высокие налоги с наследства). Отсюда ясно, какое огромное значение имеют для Ф. и политическая экономия, и государственное право. Финансовая наука находилась и в настоящее время находится под сильным влиянием течений, имеющих место в политической экономии; без знакомства с последними нельзя понять развитие финансовой науки. Государственное право важно потому, что борьба за ту или другую финансовую структуру происходит между отдельными социальными группами в рамках того или иного государственного устройства, а следовательно, это последнее может оказывать сильнейшее влияние на формы финансового хозяйства: вследствие, напр., известной организации избирательного права та или другая группа может получить преувеличенное или слишком малое влияние на распределение налогового бремени. Демократизация за последнее время английских местных самоуправлений повела к развитию новых источников получения ими средств (так наз. "специальное обложение"). Но финансовая наука — наука молодая: родилась она из потребностей времени, давая ответы на вопросы, выдвигаемые эпохой, и до сих пор не освободилась еще от смешения с финансовой политикой, что очень вредит ее развитию. Она нередко заполняется чуждым ей содержанием; в ней даются рецепты на разные отдельные случаи и совершенно забывается о чисто научных задачах финансового права — установлении закономерности явлений и т. д. Насколько это смешение господствует в настоящее время, видно, напр., из того, что Менгер, проводящий строгое различие между теоретической и практической политической экономией, финансовую науку всецело относит к наукам практическим, хотя он же говорит, что практическая и теоретическая политическая экономия относятся друг к другу, как физиология и анатомия — к терапии и хирургии. На смешение чисто финансовой науки с политикой оказало влияние и этическое направление в политической экономии (Кауц, Кон). Необходимо строго отличать чистую финансовую науку, которая ставит теоретические вопросы, от финансовой политики, дающей указания, как осуществить в данный момент определенные практические задачи. Финансовое хозяйство отличается от частного: 1) принудительным характером; хозяйства современных государств главным образом питаются налогами, т. е. покоятся на принципе принуждения; 2) свободой от воздействия конкуренции, являющейся основным нервом для жизни частных хозяйств; 3) существованием более высоких целей, чем преследуемые частным хозяйством (в последнем господствует исключительно принцип доходности, между тем как в финансовом хозяйстве имеется в виду развитие народного благосостояния; по общему правилу, при конфликте интересов фиска с интересами народного благосостояния первые должны уступать вторым); 4) первостепенным значением расходов, обусловливаемых необходимостью, тогда как в частном хозяйстве на первом плане стоит увеличение доходов. Приобретение дохода в частном хозяйстве является само по себе целью, но сводить к этому финансовое хозяйство было бы, наоборот, крайне неразумно: здесь накопление средств является только способом удовлетворения потребностей публичного характера. В прежнее время теория и практика склонялись в пользу накопления крупных фондов на случай непредвиденных затруднений; теперь это хотя и одобряется некоторыми теоретиками (напр. Вагнером), но на практике предпочитают держать запасный фонд не в казначейских ящиках, а в карманах народа, где он употребляется более производительно. Государственное казначейство старается иметь в своих руках ключ, с помощью которого можно было бы во всякое время проникнуть к этому запасному фонду; отсюда стремление выработать возможно эластичную налоговую систему, благодаря которой повышение ставок сразу могло бы давать фиску крупные суммы (подоходный налог в Англии). Союзы публичного характера получают нужные им средства в следующих формах: 1) с собственных земель или имуществ (формы частноправовые), 2) пошлин, 3) налогов и 4) так назыв. специального обложения. Это — обыкновенные доходы; экстраординарные — конфискация имуществ, военная контрибуция, государственный кредит. На первых порах государства получали свои средства, как и всякое частное лицо, эксплуатируя свои земли, ведя торговлю, получая подарки от частных лиц; напр. в Греции занятие некоторых должностей возлагало на должностных лиц — людей богатых — обязанность снаряжать за свой счет военные корабли. Государственные земли отдавались в аренду или эксплуатировались за счет государства, напр. в Греции — рабами. В капитуляриях Карла Великого прекрасно рисуется частноправовой строй тогдашнего финансового хозяйства: Карл Великий следил, ка